June 2017

Психологический практикум. Эмпатия.

По "Играм с разумом" до сих пор приходит много вопросов, несмотря на то, что самой публикации уже почти месяц.

Возможно, "виной" тому - серия постов про астрорасстановки. Мой интеллектуальный читатель очень хочет знать, как развить в себе эмпатические способности или, например, интуицию, и просит посоветовать "какие-нибудь упражнения". Упражнения такие "волшебные" действительно есть, но вся проблема в том, что для того, чтобы их выполнить правильно, нужен специалист под боком, который позволит развить именно эмпатию и интуицию, а не фантастическое воображение. Последнее отличается тем, что может создать ложную картину мира, при которой человек будет свято верить в то, что интуиция у него гиперактивная и людей он понимает как никто другой, считать себя чуть ли не Экстрасенсом, а на деле его так называемые "способности" и гроша ломанного стоить не будут.



За примерами далеко ходить не нужно. Каждый, кто хоть раз смотрел "Битву Экстрасенсов", видел людей, одетых в мантии с бубнами, которые на испытаниях уверенно плели чушь, не соответствующую действительности, но имеющую при этом лихо закрученный сюжет.

Максимум, чем я могу Вам помочь дистанционно, - это научить Вас искать причинно-следственные связи и проникать в суть вещей. Таким образом, у Вас, как минимум, усилится бытовая интуиция, и Вы будете предугадывать события, основываясь на имеющемся (часто - неосознаваемом) опыте. Начать я предлагаю с небольшого психологического практикума.

Кстати, этот практикум Вы также можете дать своим мамам, папам, мужьям, женам, друзьям, знакомым, детям. Последним можете предложить работу со словами: "Поможешь мне разгадать загадку?". Они - человечки любознательные. Детки с непоражёнными водным и воздушным Меркуриями проявят себя: первые с удовольствием пройдутся по деталям и замечательно опишут эмоциональную составляющую картины, вторые - быстренько найдут те самые причинно-следственные связи, которые меня и интересуют.

Вот Вам две картины одного художника (кстати, какого? Узнали без помощи "Википедии"?):



И вопрос: почему я считаю, что "Мадонна Бенуа" - это полная противоположность картины "Мадонна с гвоздикой"?

Начать Вы можете с описания картины "Мадонна Бенуа". Тем, кому сложно (ум материалиста поддаётся "раскачке" не сразу), на помощь придут два вопроса: а) Какие эмоции она у Вас вызывает? и б) Какие элементы картины вызывают эти эмоции?

Выполняете практикум письменно. Ответы я скрывать не буду. Думаю, что коллективное мышление в этом задании пойдёт только на пользу. Мой ответ Вы услышите в воскресенье, 31 января. Совершенно не обязательно, что он - единственно правильный.

Небольшая подсказка: любой практикум опирается на знание теории. В данном случае - на знание истории.


PS. У меня началась экзаменационная сессия, которая продлится с 08 января до 04 февраля. Я буду появляться в ЖЖ редко (рано утром или поздно вечером), потому что учебный день начинается в 08:00, заканчивается - в 18:00. За комментариями следит моя помощница (она не имеет права вам отвечать), самые нелицеприятные девушка будет скрывать. Спасибо за понимание.

PPS. Большое спасибо всем, кто дал дельные советы в посте про бессонницу. Уже начала ими пользоваться.


Подпишись на мой блог!

Промо, реклама и пиар.
За что я обычно баню.

Posts from This Journal by “психология” Tag

  • Сложно быть дурой. А надо.

    Иногда, хотя бы раз в неделю, милые дамы, ставьте себе в телефоне напоминание "потупить". Это сложно делать только на первых порах.…

  • Замуж... с подругой, или психологическое ЖМЖ. Не 18+.

    Иногда такой комплимент сделают, что сидишь потом и думаешь, похвалили или... не совсем. - Вы такая умная, Мария! Это редкость для женщин. Да и…

  • Терапия: экс-любовница.

    Спать с чужим мужчиной - это как вытираться грязным полотенцем. И ладно, если это было один раз случайно в спортзале или в сауне с подругами...…

promo maryposh september 26, 18:00 3
Buy for 50 tokens
Важно! Путеводитель по постам 2014 - 2015 гг. В этот раз, как и в прошлый, начну с астрологии. Выпуски моей авторской рубрики " Три Вопроса астрологу", не имеющей аналогов в современном рунете. 01 января 2016 г. - новогодний выпуск вашей любимой рубрики! 03 октября 2016 г. -…
Да Винчи. Красавец. Маша спасибо) ты нашла мне занятие на субботу)
Смею надеяться, что психология после этого практикума перестанет казаться тебе бесперспективной ерундой.)

Первая - Юпитерианская (ну или хотя бы Венерианская), вторая - Сатурн в чистом виде :-)

Это Вы про эмоции Мадонны? :)

Edited at 2016-01-22 03:39 pm (UTC)
а мне видится (если исходить из оппозициия) Луна (Мадонна мать) на первой картине и Сатурн (учитель Мадонна) на второй.

Edited at 2016-01-22 03:55 pm (UTC)
изначально я подразумевала метод кнута (02 картина) и пряника (01 картина), но вы дополнили просто замечательно)))

Да, это была первая пришедшая в голову мысль) Мне хочется чуть попозже поподробнее расписать, за чашечкой кофе и кусочком шоколада)) они очень помогают моей интуиции ;-)

С удовольствием прочту, что у Вас получилось.) Потому что ответ хочется услышать более развернутый.)
это даже круче чем твоя тренировка на интуицию)) тут еще чувства нужно поймать!! круто!
начало мысли: первая картина - темные тона (окно как свед а конце тоннеля) и АД
вторая - светлые тона, окно на всю стену и РАЙ. Первая - эмоции безысходности, вторая... надежда?
"Писюн", "сиськи". Фрейд бы диагноз поставил ;)

Картины (если верить Википедии) одновременно писались, но я тоже в этом сомневаюсь.
1. Улыбается, смотрит на ребенка, играет с ребенком, мысли направлены на ребенка. Довольна тем, что он у нее есть. Ребенок сидит у нее на коленях, поддерживает его рукой. Поза свободная, нет напряжения, ей более-менее комфортно. Рука с цветком обращена к себе. Очень юна. Ребенок держит ее за руку, тянется к тому, что она дает - заинтересован, сосредоточен, спокоен, сидит устойчиво. Теплые и мягкие тона преобладают. Какая-то общность у нее с ребенком, одно целое.
2. Улыбки нет, смотрит не совсем понятно куда - то ли на ребенка, то ли на цветок задумчиво, мысли где-то далеко. Особой радости нет. Возможно, грусть или смирение, немного усталости. Ребенок сидит не на коленях, а на какой-то подушке что ли, телесный контакт с ним только там, где она придерживает его за спину рукой. Ребенок тянется к цветку, но обращен немного и к зрителям, не к матери, а от нее. Выглядит как слепой. Поза у него неудобная, неустойчивая какая-то. Лицо не выражает эмоций особо, что странно для детей его возраста. Холодный голубой на ней и в далеких горах там, за окном как бы говорит о том, что и ее мысли тоже где-то там, далеко, а ребенку дает цветок чтобы как-то его отвлечь, но сама не заинтересована ни этим процессом, ни ребенком. Ребенок далеко от лица, на лице ее снисхождение. Контрасный яркий красный, который пробивается из-под холодного платья может намекать на то, что в душе у этого человека что-то кипит, но наружу показывать нельзя. К такому же красному, чему-то живому, но вне ее тянется ребенок. Рука с цветком обращена от себя.
На картине слева меньше цветов и деталей, что обращает больше внимания на главных персонажей - мать и дитя. Мать с нежностью и радостью смотрит на ребенка, а ребенок в свою очередь, сосредоточен на цветах. Если сравнивать со второй картиной, то на ней мать больше похожа на няньку, на лице безразличие.

Мадонна Бенуа живая. Все ее жесты, мимика - настоящие, искренние, теплые, добрые, ее запечатлели в процессе общения с ребенком. Она поглощена им, смотрит на него с радостью, хотя он, в свою очередь, поглощен цветком. И его, и ее жесты - натуральны, естественны. Ладони ее рук направлены вверх - открытость, искреннсть, нечего скрывать. Возможно, мне показалось, но вся картина будто выдержана в более теплых тонах, хотя, возможно, это всего лишь разница передачи цвета от разных фотографий картин. В окне не видно ничего - даже неба толком, потому что весь акцент - на эмоциях, на этом интимном запечатленном моменте. Она не удерживает его, он сам сидит на ручках, потому что "у мамы всегда хорошо на ручках :)" Здесь она к нему, она для ребенка, тянется, радуется, отдает себя, а ему, в свою очередь, просто хорошо. Здесь - любовь и счастье в чистом виде. И именно поэтому - нимбы! ))


Мадонна с гвоздикой - вся ненастоящая. Поза слегка отстраненная, корпус немного подан назад, от ребенка, как будто она и не хочет к ребенку приблизиться. И Мадонна, и младенец как будто больше развернуты к зрителю, нежели друг к другу, как на первой картине. Лицо Мадонны отрешенное, с оттенком усталости и грусти, даже какого-то сожаления, улыбки я там даже тени не вижу. Ладони рук смотрят вниз - скрытность, нежелание рассказывать о себе. Холодные оттенки цветов. Тщательно прорисованные детали пейзажа за окном - зачем? Разве не связь мать-дитя главный посыл картины? Ребенок тянется к ней - все же к ней, а не к цветку, но все его движения кажутся слишком уж неуклюжими даже для младенца, он весь как будто покарежен-покалечен ее холодностью. Взгляд младенца вообще направлен в никуда. Правая рука Мадонны придерживает младенца, - как будто направляя - вот тут и вот так надо сидеть. Строгий воспитатель, но никак не любящая мать. Общее впечатление от картины - деланность, искусственность, ненастоящесть, и, как следствие, холодность, даже будто какая-то скрытая от посторонних глаз чужая тайна. Лично мне Мадонну почему-то жаль, - если она неспособна на ласку и тепло к собственному ребенку, значит на душе у нее, мягко говоря, хреново. А уж почему оно так - история умалчивает.
И нет нимбов...


"Есть две вещи, скрыть которые невозможно - это любовь и ее отсутствие"



Edited at 2016-01-23 07:02 am (UTC)
Лариса, спасибо большое за комментарий. И заключение очень верное.
Эмпатия появляется, когда человек близок к своим чувствам, умеет слушать и доверять, в первую очередь, себе.
Думаю, что научить ей нельзя, но научиться - очень даже можно.
+ есть каналы восприятия: зрение, слух, тактильность... Напряжение можно улавливать и в воздухе.
Эмпатия, на мой взгляд, это чуть более "грубый" вариант интуиции...
По крайне мере у меня сейчас они уже тесно переплетены.

Уф, спасибо, приятно почитать несколько ваших записей, с утреца в субботу после жарких двух недель.
И у самой появилась потребность поработать сегодня с текстом)
>>> Эмпатия появляется, когда человек близок к своим чувствам, умеет слушать и доверять, в первую очередь, себе.

Совершенно верно. Поэтому первый этап в работе - принять себя и свои чувства беспрекословно. Как только человек начинает врать сам себе, его чувственность пропадает, что я наблюдала раза два. Нет интуиции - и всё. Закрылся человек. И от мира, и от себя.

С текстом? Пост готовите?)
>>> Поэтому первый этап в работе - принять себя и свои чувства беспрекословно.

Вот с этим просто беда какая-то у людей... То, что травмы есть - это безусловно, то что многие получены ещё во внутриутробный период, соответственно, от нас мало зависят - да. Но потом человек сам начинает носиться с ними как с золотым яйцом. И отпустить эту жертвенность и травматичность - огромных сил стоит.

Пост пишу, да)
Соскучилась по писательству)
Для меня важнее, что в первой картине Иисус серьезно рассматривает крестоцвет - символ креста, искупления, причем мадонна смотрит лишь на младенца, а на второй - и мать и он поглощены разглядыванием красной гвоздики, мадонна с печалью, он с вожделением.
Второй вариант очевидно более светский, ясно что это Богоматерь лишь по названию, на первой же картине нимбы сразу дают это понять.
Когда я начала рассматривать картины, я именно с крестоцвета описание и начала. Почему-то он сразу привлёк моё внимание.
Возможно, еще "Мадонна Бенуа" написана в религиозном стиле. "Мадонна с гвоздикой"- в светском.
Первая- как черно-белая фотография, где основной упор на эмоции людей, где видны чувства.
Вторая- как парадный портрет, где красивая одежда, пейзаж за окном, цветы в вазе. Гвоздика- как погремушка, удерживающая внимание ребенка при написании портрета.
Иными словами, первая картина- портрет Богоматери, вторая- портрет какой-то женщины в образе Богоматери.
*Выше ответы не читала, что бы не потерять свои мысли и ощущения. После своего ответа почитаю что думают другие.

В истории не сильна, а уж в истории живописи тем более. Но от второй картины мне неприятно. Ребенок на второй картине похож на хищника - сгорбленный, брови нахмуренные, словно готовится к прыжку, как какой-нибудь лис,заметивший зайца. Ребенок ОЧЕНЬ отталкивает и вызывает неприятие. От матери тоже не чувствую исходящей материнской нежности - она мне кажется равнодушной. Сидит она так, словно ей нужно показать себя с лучшей стороны - корпус слишком прямо, лицо повернуто к ребенку - так, как ты его никогда не повернешь в естественной обстановке. И голубой цвет. Я очень люблю голубой цвет - он успокаивает, но в этой картине он меня сбивает с толку, так как не резонирует с изображением и настроением картины. Он словно отвлекающий маневр, который вроде как должен создать ощущение безмятежности, созерцательности, покоя, но вместо этого приводит в замешательство и вызывает ощущение, что меня пытаются в чем то обмануть.

А первой картине я верю.

Извините, что немногословна, мне очень трудно подбирать слова, когда дело касается ощущений и чувств - я их просто чувствую и понимаю, а вот рассказать о них - подвиг.

Edited at 2016-01-24 10:05 am (UTC)
Спасибо большое, что поучаствовали!

>>> Мне очень трудно подбирать слова, когда дело касается ощущений и чувств - я их просто чувствую и понимаю, а вот рассказать о них - подвиг.

Ничего страшного. Попробуйте на досуге найти ещё две-три картины со смыслом, и постарайтесь понять, о чём думал художник, когда их писал. Думаю, такое упражнение Вам понравится куда больше.)
Не удержалась, прочла все комментарии – восхищена Вами, люди! )))) Так тонко подмечать и красиво описывать дано не каждому )) Я попробую как умею :). Смотреть на вторую картину неприятно – меня пугает ребенок. Он выглядит одержимым (как по мне) – тянется судорожно к цветку так, будто никогда ничем не игрался. Рядом букет, за окном красивый пейзаж – подразумевается, что есть много разных вещей и в изобилии, а у меня ощущение, что ребенка ограничивали во многом, если не во всем. И еще у него страшный взгляд, мне вначале показалось, что ребенок изображён слепым ((
Вы знаете, я сама в лёгком шоке.) Очень многогранное описание.
Спасибо Вам за участие!
возникли такие ассоциации, возможно, ничего общего с реальностью не имеют.
Первая картина была написана намного раньше, чем вторая, разница - 15-20 лет между ними. На первой картине натурщица - девушки из простой семьи, не аристократка, возможно, состояла в связи с художником, хотя это не главное. На второй картине модель - знатная дама, картина была написана по заказу. Первая - скорее для души.
Первая картина пропитана любовью и нежностью, вторая - скорее показывает статус и знатность дамы. В те времена, вроде бы, было престижно становиться моделями для "Мадонн с младенцами".
Эмоции вызывает цветовая гамма картин и выражение лиц моделей.
На второй картине нимбов нет и креста нигде нет , у ребенка взгляд неприятный, как у монстра.
И тянется он к гвоздике, как к соблазну - как будто думает: "вырасту и все себе заберу".
Эмпатии, я думаю, что научить нельзя. Люди, у которых чувство сострадания и понимание мира закрыты априори - для них это будет как зубрежка. А это надо чувствовать на физическом уровне (не говоря уже про высший план). + если они сами не чувствуют себя, почему у них проблемы в жизни, то что уже говорить о других. Вот в качестве примера.
Бывшая коллега пошла учиться на психолога. Она, которая постоянно истерит и имеет склонность к суициду (первая попытка не увенчалась успехом), она, которая нормально разговаривать не умеет (и тем более обьяснять) сразу переходит на крик, она которая родила от кого-то случайно и ненавидит весь мужской пол - пошла на СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА. Это просто занавес. Чем она поможет людям? Вот на что она рассчитывает? Выучить по учебникам и все сразу станет лучше и на свои места, потому что так написано в книжках? Мне это напоминает юных "врачей" специалистов, постоянно прогуливающих универ, куда их силком затащили родители. Но ведь престижно быть врачом, как они думают. Ну конечно! Это либо призвание, либо нет. Мало одного желания. Это огромная ответственность за чужое здоровье: и физическое (у врача) и душевное (у психолога). А не просто конспектики пописать и корочку получить.

По поводу экстрасенсорики (аналогично). Я не знаю как этому можно научить, особенно обьяснить, что видишь ты и как это выглядит. Все равно что слепому обьяснять, что такое розовый цвет, который он никогда не видел и не понимает, что это такое вообще.

На битве экстрасенсов, кстати есть настоящие))) я вижу у кого похожая методика работы)) Но к сожалению таких очень мало(( Остальные да, ересь несут и чисто для шоу.

По картинам
В первом случае, есть любовь. Во втором случае, любви нет (именно в женщинах)
Первая женщина излучает любовь, в ней живет любовь. Во второй ее просто нет, но зато есть чувство долга и умение "держать лицо" на показ (хорошая попытка поиграть в мать).

Обратила внимание, что на картине №1 темные тона и помещение похоже на какой-то чердак. На картине №2 сзади роскошные горы и явно какой-то дворец. Но видимость благополучия не гарантирует это самое благополучие. Если внутри пустота и нет любви. Прочитанные книжечки не гарантируют чувства понимания и чуткости, если внутри этого нет (это к слову о примере моей бывшей коллеги, которая захотела научиться "чувствовать").
Для меня, в первую очередь, разница в свете. На первой картине темная комната с крохотным окошком, освещается не снаружи, а изнутри - героями, их чувствами ("луч света в темном царстве"). Вторая, с большими светлыми окнами, ярким днем - все равно меньше освещена, менее "теплая".
В первой - мама и ребенок очень близки, они активно и свободно взаимодействуют. Во второй ребенок пытается дотянуться до изящного строгого цветка (его мама?), привлечь внимание, мать очень отстраненно наблюдает за ребенком, возможно, ее мысли там - где красочный день, только не здесь и сейчас с сыном. Она минимально прикасается к нему - кончиками пальцев, также осторожно и держит цветок. Осторожность не материнская - мягкая забота, а осторожность словно к чужому. Полное спокойствие и невозмутимость, как у холодных синих гор за ее спиной.
На первой - нимбы, святые - эталон, на второй - мирские, обыденность.
1) Мадонна Бенуа или Мадонна с цветком. На этой картине показана любовь матери к своему ребенку. Мадонна показывает младенцу цветок, улыбается, у неё тёплый взгляд, играет с ребёнком, её поза естественна. отсутствует напряжение, ладони повёрнуты вверх, что объясняет искренность. честность. Мадонна поддерживает ребёнка рукой, у ребёнка тоже присутствует трогательная, светлая улыбка, поза без напряжения, жесты натуральные, он трогает цветок кончиками пальцев, словно боясь его сломать или поранить. За окном однообразный серый цвет, не видно неба. Мадонна и младенец изображены на тёмном фоне, в тесной комнатке. Но сама комнатка освещена не светом из окна, а эмоциями героев и светом, который исходит от их чувств.
2) Мадонна с гвоздикой. На этой картине Мадонна выглядит уставшей, глаза немного прикрыты, она как будто взглядом "говорит" ребёнку: "я устала тебя няньчить", на лице нет даже намёка на улыбку - губы маленькие, скорбно сжатые, что ещё больше придаёт Мадонне усталый вид, её мысли далеко, она думает не о ребёнке а о чём-то своём, её поза неесттественная, напряжена, Мадонна здесь больше похожа на воспитательницу, чем на мать, потому что она как будто приказывает ребёнку жестами "сиди на месте и не дёргайся" (как я вижу). Мадонна не хочет приблизиться к ребенку, обнять его, а касается его только кончиками пальцев, ладони повёрнуты вниз, что объясняет закрытость, недоверие, неискренность, намеренное сокрытие какой-то тайны, возможно, сокрытие лжи. Она показывает ему кроваво-красную гвоздику, но младенец даже не смотрит на цветок, он тянется к матери, но её эмоции к нему холодные, поза младенца - также напряжённая, некомфортная, его движения неуклюжи, как будто окостеневшие, возможно младенец хочет проявить ласку к матери, чтобы хоть как-то смягчить её холодность и безразличие, но она остаётся безразлична и направила на него свои эмоции, а младенец стал ими покалечен, взгляд младенца направлен в никуда, на лице практически нет эмоций, если в лице присутствует немного грусти и задумчивости. Мадонна и младенец изображены в большой комнате, возможно, это одна из комнат старинного особняка, из больших окон в комнату падает свет, но он холодный, опять же его мало, за окнами изображено небо, бледно-голубого холодного цвета, горы синие, опять же холодные, на верхушках виднеется белый цвет - это снег, ландшафт: деревья тёмно- зеленого с примесью коричневого цвета, а участок земли под окном жёлто-коричневого цвета, возможно, на картине изображён конец лета или начало осени (это как я думаю).

P.S. Мне больше нравится первая картина, она тёплая, живая, на лицах героев присутствуют эмоции, От второй картины идёт холод. герои выглядят как "замёрзшие" в своих позах.